Недавно увидел в сети фотографию действующего автобуса легендарной модели ЛиАЗ-677 из города Амурска (это Хабаровский край). И, честно говоря, я сильно удивился, что «Луноходы» до сих пор где-то колесят на линии с пассажирам.
Закралась мысль сделать специальную публикацию, дабы освежить в памяти работу 677ых. Единственным городом, где автору канала удалось запечатлеть автобусы самой массовой модели завода «ЛиАЗ» за всю историю, стал Арзамас, что в Нижегородской области.
Автобусы ЛиАЗ-677М на Соборной площади в Арзамасе. 2014 год.
Да, именно Арзамас считался последним так называемым заповедником автобусов ЛиАЗ-677. Трудились «Луноходы» на арзамасских дорогах до 2022 года. Кстати, конкурировал с Арзамасом по количеству действующих «Скотовозов» именно вышеупомянутый Амурск.
В сегодняшней статье представлю фотографии, сделанные в ходе поездки в Арзамас летом 2014 года. Поехали!
Арзамас — город в Нижегородской области, расположен в 112 километрах от Нижнего Новгорода. Население чуть больше 100 тысяч человек. Ещё несколько лет назад Арзамас являлся местом паломничества любителей ретро-техники. Ну где ж ещё увидишь столько линейных «старичков»…
Местные особо не удивлялись наплыву людей с фото- и видеокамерами, фиксирующими уникальную технику. Один мой знакомый как-то раз возразил, мол, представь, сколько Арзамас потеряет денег от туризма, когда все «Луноходы» отстранят.
Компанию стареньким 677ым на городских маршрутах составляли автобусы ЛиАЗ-5256 и ПАЗ-3205. Эти две модели, к слову, сейчас являются основой автобусного парка Арзамаса.
Соборная площадь в Арзамасе.
Арзамасские «Луноходы» не имели единой расцветки. Цветовая гамма была самой самой разнообразной.
Самый популярный окрас — белый с бордовой полосой.
В 2014 году сделать фотографию с несколькими «Луноходами» было вовсе несложно!
«Паровоз» из ЛиАЗов-677 на проспекте Ленина.
Конечная остановка «Разъезд 408 километр».
Помимо городских маршрутов старенькие ЛиАЗы активно разъезжали по пригородным линиям.
На фото маршрут Арзамас-Кичанзино.
Притом ходили «Луноходы» и на протяжённых маршрутах, по 50 километров в одну сторону.
На фото маршрут №113 Арзамас-Сельхозтехника. Улица Ленина, заезд к пригородной автостанции.
Для любителей транспорта Арзамас воспринимался как настоящее раздолье. А вот жители негодовали, почему им приходится ездить на 20-30-летних «старичках». По этому поводу даже записали ролик, посвящённый возрастным ЛиАЗам.
На фото маршрут №103 Арзамас-Пятницы. Пригородная автостанция.
ЛиАЗы-677 оказались очень живучими. Многочисленные попытки отстранить от линейной работы древних ликинцев долго успехом не заканчивались. «Скотовозы» пережили даже подаренные столичным ГУП «Мосгортранс» автобусы Волжанин и МАЗ.
Всё банально просто. Ремонтная база предприятия МУП «АПАТ» оказалась попросту не готова обслуживать современную технику. Поэтому жизненный путь 677ых неоднократно продлевался.
Кстати, в Арзамасе трудились машины, построенные на Борском авторемонтном заводе (БАРЗ). На разных предприятиях 677ые продолжали собирать мелкими партиями после остановки производства на «родном» заводе в Ликино-Дулёво в 1994 году.
Как говорится, ничто не вечно под луной. Конец эпохи арзамасских «Луноходов» настал в конце 2021 года. Но история некоторых 677ых не закончилась — их выставили на аукцион.
Автобусный парк обновился свежими Пазиками, газомоторными машинками КАвЗ-4270, и подержанными ЛиАЗами-5256 из Нижнего Новгорода.
История «Луноходов» в Арзамасе выдалась очень богатой. Можно сказать, что ЛиАЗ-677 — это вечный символ Арзамаса.
Добавить комментарий