У нас очень любят заменять троллейбусы и трамваи на «электробусы». Их рекламируют везде, в том числе и на самих электробусах. И ведь действительно, это очень хороший вид транспорта. Но то, что Вы знаете об электробусе из сообщений в различных СМИ, далеко не правда, даже их экологический аспект. Почему? Сейчас расскажу поподробнее.
Виды электробусов
Да, Вы удивитесь, но электрических автобусов есть несколько видов. Вот основные (я не беру в расчёт экспериментальные виды электробусов).
- Электробус с зарядкой в депо или на станции подзарядки
- Электробус с динамической подзарядкой
- Электробус с зарядкой на остановках
- Троллейбус
Это звучит странно, но троллейбус — тоже электробус! Поэтому теперь вы понимаете, как глупо звучит фраза:
Мы заменяем троллейбусы на новые электробусы
Давайте разберём каждый из этих видов и определимся, насколько они вредны для экологии, насколько экономичные и эффективные.
Электробус с зарядкой в депо
Этот вид электробуса заряжается либо ночью, либо между маршрутами. Для подобного вида транспорта используют специальные станции подзарядки, которые располагаются в произвольном месте, где нужно транспортной компании.
Такой автобус имеет запас хода больше 100 км, но заряжаются они очень долго — в среднем от 4 до 10 часов.
Звучит как современный и удобный вид транспорта. Признаюсь, по сравнению с обычными автобусами, электробусом пользоваться приятнее. Он несильно шумит, плавно разгоняется и тормозит. Но через 10-15 лет (а то и меньше) у электробуса нужно будет менять батарею, которая изрядно изнашивается. А как такие батареи утилизировать — большая загадка. Они наносят огромный вред экологии, поэтому нельзя допускать их попадания на обычные свалки. В общем, те, кто сейчас покупают себе в город такие электробусы, действуют по принципу «после нас хоть потоп».
Электробус с динамической подзарядкой
По своей сути такой электробус — это троллейбус с аккумулятором. В обычном состоянии, когда есть контактная сеть, его практически не отличить от троллейбуса. Но когда сеть заканчивается, то они могут проехать ещё около 50 км без подзарядки.
Плюсам таких электробусов являются: отсутствие времени на подзарядку, отсутствие необходимости строить контактную сеть везде, батареи работают намного дольше, чем в обычных электробусах.
Но опять же, как утилизировать батареи, остаётся большой загадкой.
Электробус с зарядкой на остановках
Подобный вид электробуса я включил в список только потому, что многие считают его хорошей идеей. Я же так не считаю, да и большинство городов — тоже. Практически нигде не встретить такой вид транспорта.
Его основные минусы очевидны:
- Маленькое время остановки, поэтому аккумулятор не успеет зарядиться.
- Из-за большой мощности тока и напряжения батареи будут просто «уничтожаться» и прослужат от силы несколько лет.
- Необходимость каждую остановку оснащать зарядным устройством.
Конечно, можно сказать, что чтобы искоренить первый недостаток, можно увеличить время остановки. Но тогда время, затраченное на маршрут может увеличиться в 2 и более раз!
В плане экологии, как Вы понимаете, все очень плачевно. Батареи придётся менять постоянно, а утилизировать их за время, которое я потратил на написание статьи, никто ещё не научился.
Троллейбус
Троллейбус вообще не оснащён аккумулятором, что делает его победителем в плане экологии. Но в его случае придётся строить десятки километров контактной сети, но на самом деле, это не очень затратно, если сравнивать все плюсы и минусы.
У нас очень мало примеров хорошего троллейбуса, в Москве их вообще убрали и заменили на 1 тип электробусов, что крайне неверно и неграмотно. Но в мире можно найти стоящие образцы:
Что же лучше?
Итак, перейдём к итогам. Что же лучше? Лично я выберу троллейбус или автобус с динамической подзарядкой. Но лучше все же троллейбус. Он совмещает в себе все плюсы обычных электробусов первого типа, но лишён их минусов.
Добавить комментарий